Материально-техническое обеспечение образовательной организации

 Материально-техническая база школы соответствует статусу современного общеобразовательного учреждения и позволяет в полном объеме и на уровне новых требований организовать учебно-воспитательную и управленческую деятельность. в настоящее время в школе имеются:

кабинет химии – 1;

кабинет математики - 1;

кабинет истории -1;

кабинет физики – 1;

кабинет информатики – 1;

кабинет географии -1;

кабинет биологии -1;

кабинет русского языка и литературы –1;

кабинет начальных классов – 4;

кабинет обж -1;

кабинет иностранного языка - 1;

кабинет технологии - 2 (мальчики, девочки);

библиотека -1;

столовая на 25 посадочных мест -1;

Современная материально-техническая база  школы представлена в таблице:

№ п/п

количество компьютеров стационарных, ноутбуков, моноблоков, в целом

25

1

количество автоматизированных рабочих мест педагогов

4

3

количество электронных интерактивных досок

1

5

принтеры

3

6

сканеры

2

11

астрономическая демонстрационная модель (солнце-земля-луна)

1

13

Микроскоп школьный

7

14

учебно-лабораторное оборудование кабинета химии

10 наименований

15

учебно-лабораторное оборудование кабинета физики

17 наименований

16

учебно-лабораторное оборудование кабинета географии

5 наименований


Оборудованные учебные кабинеты

Оборудование кабинетов (помещений) 

В школе для проведения практических занятий  функционируют кабинеты,  мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинеты  оснащены в соответствии с требованиями ФГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью: регулируемые столы со стульями ученические, шкафы для хранения наглядных пособий, доска классная. В каждом кабинете имеется интерактивное оборудование (проекторы, интерактивные доски, панели), МФУ,  колонки, развивающие игры. Используются наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, таблицы правописания, методические пособия; видеоматериалы. Ежегодно в целях соблюдения требований СанПиН в кабинетах проводятся текущие ремонты.

Объекты для проведения практических занятий

Сведения об объектах для проведения  практических  занятий

Наименование  кабинета

Перечень учебно-лабораторного оборудования, вещественных  и  виртуально-наглядных  моделей и коллекций  математических и естественнонаучных  объектов для каждого кабинета,   предназначенного для  проведения практических и лабораторных работ.

География

Глобусы, наборы географических  карт, живая география, Стенд «Природа  России»,коллекция «Минеральные  удобрения», атласы.

Физика

Портреты  физиков ,весы, таблицы ,термометр спиртовой лаб., трубка  Ньютона, барометр-анероид, ведерко  Архимеда, комплект для лабораторного практикума по  оптике, маятник Максвелла,  маятник электростатический, набор  демонстраций: волновых явлений, волновой оптике, по механическим колебаниям ,по полупроводникам, по постоянному  току, по электродинамике,  магнитных  полей, электрических  полей, атмосферного давления. Шар  Паскаля, штативы, сосуды динамометры, секундомеры.

Химия

Прибор для сравнения СО2, весы, пробирки, колбы ,спиртовки лабораторные, штативы лабораторные, таблица Менделеева, комплект таблиц, комплекты для проведения лабораторных работ.

Биология

Гербарии, торс человека, скелет человека , микронаборы  по биологии, анатомии, ботанике. Модель объемная глаза,сердца, почки  человека, тематические  набор  таблиц, микроскопы.

Математика

Набор чертежный, портреты  математиков, таблицы, учебно- методические пособия.

Информатика

Интерактивная  доска, 10 компьютеров,14 ученических и один учительский наутбуки и устройствами для зарядки наутбуков, сканеры, принтеры.

Библиотека

Сведения о библиотеке.

Книжный фонд 

·         общий книжный фонд библиотеки –2600 экз.

·         Основой книжного фонда являются:

·         учебная литература- 1157 экз.

·         художественная литература-1375 экз.

·         справочная литература (словари, энциклопедии, справочники)-68 экз.

Количество читателей  (учащиеся, преподаватели, прочие)-80 пользователей.

Основными целями и задачами  школьной библиотеки являются:

·         Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах.

·         Сбор, накопление, обработка, систематизация учебной и педагогической информации и доведение ее до пользователя.

 

Основные функции библиотеки

·         Образовательная  - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в программе школы.

·         Информационная –сбор информации, ее сохранение   и предоставление  ее учащимся, преподавателям и другим пользователям

·         Культурная- организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.

Нормативные документы школьной библиотеки:

    ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

·         ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ.

·         ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ЗАВЕДУЮЩЕГО БИБЛИОТЕКОЙ И БИБЛИОТЕКАРЯ

·         ПЛАН РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ.

Наличие учётной документации

·         Книга суммарного учета основного фонда

·         Книга суммарного учета учебного фонда

·         Инвентарные книги основного и учебного фондов

·         Папки накладных основного и учебного фондов

·         Папка актов  на списание

·         Папка ведомостей выдачи учебников

·         Картотека формуляров

·         Картотека учебной литературы

Выписка из правил работы библиотеки

·         Все обучающиеся, преподаватели и сотрудники школы могут быть читателями (пользователями) школьной библиотеки.

·         Читатель имеет право пользоваться книжным фондом библиотеки

·         Читатель может получать на руки до 5 книг сроком до 10 дней. 

·         Читатель несет ответственность за полученные учебники и прочую литературу.

 

Сотрудники библиотеки

·         Педагог-библиотекарь – Магомедова Хамис  Ахмедовна

 

Объекты спорта

Сведения об объектах спорта

  Одним из условий, обеспечивающих высокую результативность работы по развитию     физической культуры и спорта, является наличие современной спортивной базы.   Коллектив учителей физической культуры и администрация школы ведут планомерную   работу по её совершенствованию.

В настоящее время на школьном стадионе оборудованы площадки для спортивных игр, легкоатлетические беговые дорожки, яма с песком для прыжков в длину. Сооружён гимнастический городок, где установлены многопролётные гимнастические перекладины разной высоты, параллельные брусья,гимнастические стенки, «рукоходы». Помещение оборудованное под спортивный залза оснащен спортивным инвентарём, который необходим для проведения уроков и внеклассных мероприятий:  мячи (набивные, волейбольные, футбольные, баскетбольные), скакалки, обручи, гимнастические маты, гимнастические палки, эстафетные палочки, кегельбаны, кольцебросы, , волейбольная сетка, баскетбольные щиты (в зале и на уличной спортивной площадке), стойки для прыжков в высоту, перекладина, конь, козёл, гимнастический мостик для прыжка через козла, теннисные столы.

Средства обучения и воспитания

Наличие  средств  обучения и воспитания, в том числе  приспособленных для использования инвалидами и лицами  с  ограниченными  возможностями здоровья.


В учебном процессе школы используется широкий спектр средств обучения и воспитания. О средствах обучения.

 Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы

. Виды средств обучения: 1. Вербальные средства обучения остаются главными в арсенале: устное слово, речь учителя, так как это главный инструмент общения, передача знаний. 2. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. Современная типология классифицирует средства обучения в педагогике следующим образом: Хочу такой сайт

• Печатные – книги для чтения, учебники, учебные пособия, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.

 • Наглядные плоскостные – карты настенные, магнитные доски, плакаты, иллюстрации настенные.

• Демонстрационные – макеты, стенды, гербарии, модели в разрезе, муляжи и т.д. 3. Электронные образовательные ресурсы – мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и т.д.

 4. Аудиовизуальные – слайды, образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.

 5. Технические средства обучения (ТСО) - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения.

 6. Современные информационные средства обучения.

 • Персональные компьютеры, являющиеся мультимедийными: позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком.

 • Мультимедиа-проектор, интерактивная доска.

  7. Учебные приборы – колбы, барометр, компас и т.п

. 8. Спортивное оборудование – тренажеры, гимнастическое оборудование, мячи, спортивные снаряды и т.д.

 О средствах воспитания

Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:

1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;

 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;

3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1. Общение как средство воспитания Роль общения как воспитательного средства в школе проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в процессе различных видов деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений.

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося;

• индивидуальные беседы

 б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.

 • классные часы, школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

3.Труд как средство воспитания. Труд выступает воспитательным средством в школе, в котором эффективное воздействие на формирующуюся личность оказывает деятельность, целенаправленно видоизменяющая и совершенствующая объекты материальной и духовной среды. Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через

• дежурство по классу, школе;

 • работа на пришкольном участке;

 • летняя трудовая практика

4. Игра как средство воспитания Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:

• организационно-деятельностные;

 • соревновательные;

 • сюжетно-ролевые.

Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.

Условия питания обучающихся в учреждении

Информация о ежедневном меню горячего питания обучающихся по образовательным программам начального общего образования размещена на странице раздела Питание.


Условия питания в школе, в том числе обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Обучающиеся школы получают горячие завтраки в школьной столовой.

 Посещение столовой организовано после третьего урока. 

Организовано дежурство учителей, имеется стенд со сменными страницами, где помещены меню, инструкция по ТБ.

Полуфабрикаты в столовой не используются, все блюда готовятся на пищеблоке.

В нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта, поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

Санитарно-гигиеническое состояние пищеблока соответствует требованиям.

Хранение продуктов осуществляется в соответствии с санитарными нормами.

Соблюдаются правила техники безопасности.

Условия охраны здоровья обучающихся

Охрана здоровья обучающихся

Направления работы, которым образовательное учреждение уделяет особое внимание:

  • улучшение санитарно-гигиенических условий,
  • рациональная организация уроков, соблюдение объема и дифференциация домашних заданий,
  • создание благоприятной психологической атмосферы.         

       С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на каждом уроке в начальной школе проводятся физкультминутки, которые включают в себя упражнения для различных групп мышц и гимнастику для глаз. Необходимый объем двигательной активности обеспечивается посредством динамических пауз, подвижных игр на переменах.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Сведения о доступе  к сети  Интернет

Общие положения.

 Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет через ресурсы общеобразовательного учреждения учащимися, учителями и работниками школы.

 1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.

 1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет через ресурсы общеобразовательного учреждения учащимися, учителями и работниками общеобразовательного учреждения.

1.3. Использование сети Интернет в МКОУ «Шуктынской  СОШ» подчинено следующим принципам:

 - соответствия образовательным целям;

 - содействия гармоничному формированию и развитию личности;

 - уважения закона, авторских и смежных прав, а также иных прав, чести и достоинства других граждан и пользователей Интернета;

 - приобретения новых навыков и знаний;

 - расширения применяемого спектра учебных и наглядных пособий; - социализации личности, введения в информационное общество.

 1.4. Использование сети Интернет в школе возможно исключительно при условии ознакомления и согласия лица, пользующегося сетью Интернет в школе, с настоящими Правилами.

2. Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении

 2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ.

 2.2. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется: - законодательством Российской Федерации; - опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета; - интересами обучающихся; - целями образовательного процесса.

2.3. Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.

 2.4. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие. При этом преподаватель:

 - наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;

 - запрещает дальнейшую работу учащегося в сети Интернет в случае нарушения учащимся настоящих Правил и иных нормативных документов, регламентирующих использование сети Интернет в образовательном учреждении;

 - принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

 2.5. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий, контроль использования ресурсов Интернета осуществляют: учитель информатики и другие работники школы, определенные приказом директора школы. Работник образовательного учреждения:

 - наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;

 - принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющих отношения к образовательному процессу;

 - сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

 2.6. При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

 2.7. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.

 2.8. Принципы размещения информации на интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать: - соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан; - защиту персональных данных обучающихся, учителей и других работников; - достоверность и корректность информации.

 2.9. Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей (законных представителей обучающихся). Персональные данные преподавателей и работников ОУ размещаются на его интернет-ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.

3. Использование сети Интернет в образовательном учреждении

 3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.

 3.2. Обучающемуся запрещается: - обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности); - осуществлять любые сделки через Интернет; - осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения; - распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

. 3.3. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.

 4. Права, обязанности и ответственность пользователей:

 - Использование сети Интернет в ОУ осуществляется в целях образовательного процесса.

 - Участники образовательного процесса школы могут бесплатно пользоваться доступом к глобальным Интернет-ресурсам по разрешению лица, назначенного ответственным за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничению доступа

. - К работе в сети Интернет допускаются лица прошедшие инструктаж и обязавшиеся соблюдать его. Правила работы.

 Пользователям запрещается: Осуществлять действия, запрещенные законодательством РФ и РТ. Посещать сайты, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательства Российской Федерации (порнография, эротика, пропаганда насилия, терроризма, политического и религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности). Загрузка и распространение материалов, содержащих вирусы или другие компьютерные коды, файлы или программы, предназначенные для нарушения, уничтожения либо ограничения функциональности любого компьютерного или телекоммуникационного оборудования или программ, для осуществления несанкционированного доступа, а также серийные номера к коммерческим программным продуктам и программы для их генерации, логины, пароли и прочие средства для получения несанкционированного доступа к платным ресурсам в Интернете, а также размещения ссылок на вышеуказанную информацию. Загружать и запускать исполняемые либо иные файлы без предварительной проверки на наличие вирусов установленным антивирусным пакетом. Передавать информацию, представляющую коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Устанавливать на компьютерах дополнительное программное обеспечение, как полученное в Интернете, так и любое другое без специального разрешения. Изменять конфигурацию компьютеров, в том числе менять системные настройки компьютера и всех программ, установленных на нем (заставки, картинку рабочего стола, стартовой страницы браузера). Включать, выключать и перезагружать компьютер без согласования с ответственным за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничению доступа. Осуществлять действия, направленные на "взлом" любых компьютеров, находящихся как в «точке доступа к Интернету» школы, так и за его пределами. Использовать возможности «точки доступа к Интернету» школы для пересылки и записи непристойной, клеветнической, оскорбительной, угрожающей и порнографической продукции, материалов и информации. Осуществлять любые сделки через Интернет.

Пользователи несут ответственность: За содержание передаваемой, принимаемой и печатаемой информации. За нанесение любого ущерба оборудованию в «точке доступа к Интернету» (порча имущества, вывод оборудования из рабочего состояния) пользователь несет материальную ответственность)

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://минобрнауки.рф/

Официальный сайт федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - http://obrnadzor.gov.ru/

Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан - http://mon.tatarstan.ru/

Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru 

Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Сайт информационно -  методического центра НМР РТ - http://imcnk.ucoz.ru/

Образовательные ресурсы

edu - "Российское образование" Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.

edu.ru - ресурсы портала для общего образования

school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена" Новости. Нормативные документы. Демоверсии. Предварительные результаты ЕГЭ.

allbest -   "Союз образовательных сайтов"  Выбираем кнопку вверху слева "Главная". Попадаем на главную страницу. Здесь подборки ресурсов: Библиотеки, Тесты, Рефераты; ниже - Иностранные языки и главное - так называемые "Электронные библиотеки" - это просто коллекции сайтов по различным темам. 

fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений.  ЕГЭ - контрольно измерительные материалы (демо ЕГЭ); Федеральный банк тестовых заданий (открытый сегмент); Научно-исследовательская работа; Повышение квалификации.

edunews - "Все для поступающих" Основные разделы портала: Школьникам и дошкольникам; Абитуриентам и студентам; Экзамены и тесты; Дополнительное образование. Тематические ссылки на образовательные ресурсы и сами учебные материалы на сайте.

window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Тематический каталог образовательных ресурсов.

Портал "ВСЕОБУЧ" - справочно-информационный образовательный сайт по всем видам образовательных учреждений Москвы и регионов России. Поиск, рейтинг, отзывы, комментарии.

newseducation.ru - "Большая перемена"   Здесь вы сможете узнать обо всем самом важном и интересном, о самом волнующем и наболевшем, о грустном и веселом, о серьезном и не очень... Словом, обо всем-всем-всем, что происходит сегодня в этом бескрайнем бушующем море под названием "Образование".

school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

edurt.ru Образовательный портал Республики  Дагестан

katalog.iot.ru - Образовательные ресурсы сети Интернет

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».